- ГОСТ Р 52389-2005: Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний
Терминология ГОСТ Р 52389-2005: Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний оригинал документа:
2.1.2.1 автобус: Транспортное средство категорий М2 и М3, сконструированное и предназначенное исключительно для перевозки пассажиров;
2.1.2.2
Определения термина из разных документов: автобус2.12 буксируемая масса: Масса, соответствующая суммарной статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью(ями) буксируемых(ого) транспортных(ого) средств(а) на опорную поверхность.
Определения термина из разных документов: буксируемая масса2.19 выдвижная ось: Ось, которая может подниматься и опускаться с помощью устройства разгрузки оси в соответствии с 2.18.
Определения термина из разных документов: выдвижная ось2.4.3 высота транспортного средства:
2.4.3.1 для транспортных средств категорий М, N и О: Размер, определяемый в соответствии сб. 3 ИСО 612[1].
В дополнение к предписаниям [1] при определении высоты транспортного средства не учитывают следующие устройства:
- антенны;
- пантографы или токоприемники в поднятом положении.
Для транспортных средств с подъемной осью следует принимать во внимание влияние этого устройства.
2.4.3.2 для транспортных средств категорий L: Расстояние между плоскостью опорной поверхности и плоскостью, параллельной плоскости опорной поверхности и касательной к верхней части транспортного средства. Все жесткие части транспортного средства, за исключением зеркал заднего обзора, должны быть в промежутке между указанными плоскостями.
Определения термина из разных документов: высота транспортного средства2.1.1.1 грузовое транспортное средство: Механическое транспортное средство категорий N1, N2 или N3, сконструированное и предназначенное исключительно или главным образом для перевозки грузов;
Определения термина из разных документов: грузовое транспортное средство2.3 группа осей: Оси, входящие в тележку. Двухосевая группа носит название тандем, трехосная группа - трехосная тележка. Одиночную ось считают группой из одной оси.
Определения термина из разных документов: группа осейдвухэтажный автобус: Транспортное средство, в котором предусмотренные для пассажиров места расположены, по крайней мере, в одной его части на двух уровнях, а места для стоящих пассажиров на верхнем этаже не предусмотрены.
Транспортное средство категории М2 или М3 иное, чем автобус, считается специализированным транспортным средством.
Определения термина из разных документов: двухэтажный автобус2.4.4 длина загрузочного пространства: Для транспортных средств иных, чем седельный тягач или полуприцеп, расстояние между наружной точкой загрузочного пространства, находящейся по ходу движения впереди любых других точек загрузочного пространства, и наружной точкой транспортного средства, находящейся по ходу движения позади любых других точек транспортного средства, измеренное по горизонтали в продольной плоскости транспортного средства.
При измерении этого расстояния не учитывают:
- загрузочное пространство спереди от точки кабины, находящейся по ходу движения позади любых других точек кабины;
- устройства, упомянутые в 2.4.1;
- выступающие вперед от загрузочного пространства устройства охлаждения и другие дополнительные устройства.
Определения термина из разных документов: длина загрузочного пространства2.4.1 длина транспортного средства:
2.4.1.1 для транспортных средств категорий М, N и О: Размер, определяемый в соответствии с 6.1 ИСО 612 [1].
В дополнение к предписаниям [1] при определении длины транспортного средства не должны приниматься во внимание следующие устройства:
- устройства очистки и омывания лобового стекла;
- таблички переднего и заднего регистрационных знаков и конструктивные элементы для установки государственных регистрационных знаков;
- таможенная пломбировка и элементы ее защиты;
- устройства крепления тента и элементы их защиты;
- устройства освещения и световой сигнализации;
- наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности;
- вспомогательные средства наблюдения;
- устройства забора воздуха во впускную систему двигателя внутреннего сгорания;
- стопорные устройства для демонтируемых кузовов;
- подножки и поручни;
- эластичные буферные устройства или аналогичное оборудование;
- подъемные платформы, рампы и аналогичное оборудование в положении для движения, не увеличивающие габаритные размеры более чем на 300 мм при условии, что грузоподъемность транспортного средства не увеличена;
- сцепные устройства механических транспортных средств;
- токоприемники транспортных средств с электропитанием от контактной сети;
- наружные солнцезащитные козырьки.
2.4.1.2 для транспортных средств категорий L: Расстояние между двумя вертикальными плоскостями, перпендикулярными к продольной плоскости транспортного средства и касательными соответственно к передней и задней части транспортного средства. Все части транспортного средства и, в частности, любые жестко закрепленные его части, выступающие вперед и назад (бамперы, колесные щитки и т.д.), должны быть учтены в промежутке между указанными плоскостями. (Продольной плоскостью транспортного средства считают вертикальную плоскость, расположенную параллельно направлению прямолинейного движения транспортного средства вперед).
Определения термина из разных документов: длина транспортного средства2.8 добавочная масса (для транспортных средств категорий М1 и L): Разность между технически допустимой максимальной массой груженого транспортного средства и суммой массы транспортного средства в снаряженном состоянии и массы стандартной загрузки. Добавочная масса может включать в себя массу оборудования, устанавливаемого по заказу, например люка в крыше с приводом, кондиционера, сцепного устройства.
Определения термина из разных документов: добавочная масса (для транспортных средств категорий М1 и L)2.26 завершенное транспортное средство: Транспортное средство, представляющее последнюю стадию процесса многоэтапного изготовления.
Определения термина из разных документов: завершенное транспортное средствокласс автобуса: Транспортное средство категорий М2 и М3, конструкция которого определяет условия безопасной перевозки пассажиров (классы I - III по ГОСТ Р 41.36 и ГОСТ 41.107, классы А и В -по ГОСТ Р 41.52);
Определения термина из разных документов: класс автобуса2.27 комплектное транспортное средство: Любое транспортное средство, которое изготавливается за один этап.
Определения термина из разных документов: комплектное транспортное средство2.29 максимальные массы транспортных средств: Массы транспортных средств, не превышающие значений, указанных в приложении 2 [2] или, в соответствующих случаях, - по [3].
Определения термина из разных документов: максимальные массы транспортных средств2.28 максимальные размеры транспортных средств: Размеры транспортных средств, не превышающие значений, указанных в приложении 1 [2] или, в соответствующих случаях, - по [3].
Определения термина из разных документов: максимальные размеры транспортных средств2.7 масса стандартной загрузки (для транспортных средств категорий М1 и L): Масса, соответствующая произведению значения 75 кг на число мест для сидения [включая раскладные (откидные) сиденья], указанная изготовителем;
Определения термина из разных документов: масса стандартной загрузки (для транспортных средств категорий М1 и L)2.9 масса сцепного устройства: Масса самого сцепного устройства и деталей его крепления, указанная изготовителем.
Определения термина из разных документов: масса сцепного устройства2.5 масса транспортного средства в снаряженном состоянии: Масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае автобуса-тягача либо масса шасси с кабиной, если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством. Эта масса включает для категорий М и N массы охлаждающей жидкости, масел, не менее 90 % топлива, 100 % других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, водителя (75 кг) и (для городских и междугородных автобусов) члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено место для него, а также запасного колеса для категорий М, N и О.
Определения термина из разных документов: масса транспортного средства в снаряженном состоянии2.1 механическое транспортное средство: Любое самоходное транспортное средство.
Определения термина из разных документов: механическое транспортное средство2.25 незавершенное транспортное средство: Любое транспортное средство, которому требуется хотя бы один дополнительный этап (осуществляемый иным, чем на первом этапе, изготовителем) до завершения его изготовления.
Определения термина из разных документов: незавершенное транспортное средство2.21 пневматическая подвеска: Подвеска, в которой не менее 75 % ее упругого действия обеспечивается пневматическими упругими элементами.
Определения термина из разных документов: пневматическая подвеска2.22 подвеска, считающаяся эквивалентной пневматической подвеске: Система подвески оси или группы осей транспортного средства, которая удовлетворяет требованиям 5.11.
Определения термина из разных документов: подвеска, считающаяся эквивалентной пневматической подвеске2.2.3 полный прицеп (прицеп с дышлом): Буксируемое транспортное средство, имеющее, по крайней мере, две оси, из которых, по крайней мере, одна ось управляемая и, кроме того:
- оснащенное буксирным устройством (дышлом), которое имеет возможность вертикального по отношению к тягачу перемещения;
- не передающее на тягач сколько-нибудь значительную вертикальную нагрузку (не более 100 даН). Когда полуприцеп соединен с опорной тележкой полуприцепа, его считают полным прицепом.
Определения термина из разных документов: полный прицеп (прицеп с дышлом)2.2.2 полуприцеп: Буксируемое транспортное средство, которое предназначено для соединения с седельным тягачом (или с опорной тележкой полуприцепа) и передает на сцепное устройство тягача (или на опорную тележку полуприцепа) значительную вертикальную нагрузку;
2.2.2.1 опорная тележка полуприцепа: Прицеп с центральной осью, оснащенный седельно-сцепным устройством.
Определения термина из разных документов: полуприцеп2.2.1 прицеп: Несамоходное транспортное средство, сконструированное и предназначенное для буксирования его механическим транспортным средством;
2.2.1.1 прицеп-дом: Транспортное средство специального назначения категории О, сконструированное так, что оно включает жилое пространство, в котором имеется, по меньшей мере, следующее оборудование:
- сиденья и стол;
- спальные места, которые могут быть устроены из сидений;
- кухонное оборудование;
- приспособления для складирования вещей.
Это оборудование должно быть жестко закреплено в жилом отсеке, при этом стол может быть легкосъемным.
Определения термина из разных документов: прицеп2.2.4 прицеп с центральной осью: Прицеп с жестким дышлом, имеющий ось(и), расположенную(ые) в непосредственной близости от центра тяжести транспортного средства (при условии его равномерной загрузки) так, что лишь незначительная вертикальная нагрузка, не превышающая 10 % от нагрузки, соответствующей максимальной массе прицепа, или нагрузка 1000 даН (в зависимости оттого, какая из них меньше) передается на буксирующее транспортное средство.
Определения термина из разных документов: прицеп с центральной осью2.20 разгружаемая ось: Ось, нагрузка на которую может изменяться без отрыва оси от опорной поверхности с помощью устройства разгрузки оси в соответствии с 2.18.
Определения термина из разных документов: разгружаемая ось2.4 размеры транспортного средства: Размеры транспортного средства, обусловленные его конструкцией и устанавливаемые изготовителем транспортного средства.
Определения термина из разных документов: размеры транспортного средства2.1.1.2.2 седельный тягач: Тягач, сконструированный и предназначенный исключительно или, главным образом, для буксировки полуприцепов.
Комплектное или завершенное транспортное средство категории N иное, чем грузовое транспортное средство или тягач, считается специализированным транспортным средством.
Определения термина из разных документов: седельный тягач2.17 складное (откидное сиденье): Дополнительное сиденье, предназначенное для эпизодического использования; в обычном состоянии находится в сложенном (откинутом) положении.
Определения термина из разных документов: складное (откидное сиденье)сочлененный автобус: Транспортное средство, которое состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных друг с другом; пассажирские салоны взаимно соединены, по крайней мере, на одном этаже таким образом, чтобы пассажиры могли свободно перемещаться между ними; жесткие секции постоянно соединены и могут быть разъединены только с помощью приспособлений, обычно имеющихся только в мастерской.
Определения термина из разных документов: сочлененный автобус2.30 съемное сиденье: Сиденье, оборудованное доступным для демонтажа приспособлением для крепления.
Определения термина из разных документов: съемное сиденье2.13 технически допустимая максимальная буксируемая масса ТМ: Максимальная буксируемая масса, установленная изготовителем транспортного средства.
Определения термина из разных документов: технически допустимая максимальная буксируемая масса ТМ2.16 технически допустимая максимальная масса комбинации МС: Суммарная масса комбинации механического транспортного средства и прицепа(ов), установленная изготовителем механического транспортного средства. Значение технически допустимой максимальной массы, приходящейся на ось прицепа, используют в качестве технически допустимой максимальной массы груженого транспортного средства М в случае комбинации с полуприцепом или с прицепом с центральной осью.
Определения термина из разных документов: технически допустимая максимальная масса комбинации МС2.6 технически допустимая максимальная масса транспортного средства: Максимальная масса транспортного средства, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками, установленная изготовителем транспортного средства.
По определению только одна технически допустимая максимальная масса груженого транспортного средства может быть установлена для одного технического варианта в пределах типа транспортного средства, определенного одним набором возможных значений параметров, включенных в информационный документ, приведенный в приложении А. Это условие учета единственного значения параметра относится к соответствующим техническим требованиям, приведенным в 2.7, 2.8 и 2.10 - 2.12.
Определения термина из разных документов: технически допустимая максимальная масса транспортного средства2.11 технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на группу осей л: Масса, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой группой осей на опорную поверхность, обусловленная конструкцией группы осей и транспортного средства, установленная изготовителем транспортного средства.
Определения термина из разных документов: технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на группу осей2.10 технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось, т. Масса, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси и транспортного средства, установленная изготовителем транспортного средства.
Определения термина из разных документов: технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось, т.2.14 технически допустимая максимальная нагрузка на сцепное устройство механического транспортного средства: Величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке на сцепное устройство, обусловленная конструкцией механического транспортного средства и/или сцепного устройства, установленная изготовителем транспортного средства. Эта величина не включает в себя нагрузку от массы сцепного устройства механического транспортного средства.
Определения термина из разных документов: технически допустимая максимальная нагрузка на сцепное устройство механического транспортного средства2.15 технически допустимая максимальная нагрузка на сцепное устройство полуприцепа или прицепа с центральной осью: Величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой прицепом на тягач через сцепное устройство, установленная изготовителем прицепа.
Определения термина из разных документов: технически допустимая максимальная нагрузка на сцепное устройство полуприцепа или прицепа с центральной осью2.24 технический вариант: Транспортные средства внутри типа, не отличающиеся друг от друга в таких существенных аспектах, как:
- тип кузова;
- силовая установка:
рабочий принцип,
число и расположение цилиндров,
различие в мощности более 30 % (наибольшая мощность превышает наименьшую более чем в 1,3 раза),
различие в объеме более 20 % (наибольший объем превышает наименьший более чем в 1,2 раза);
- ведущие оси (число, расположение, соединение);
- управляемые оси (число и расположение).
Определения термина из разных документов: технический вариант2.23 тип транспортного средства: Транспортные средства, не отличающиеся друг от друга в таких существенных аспектах, как:
- изготовитель;
- существенные особенности конструкции и дизайна, такие как:
для транспортных средств категорий М2 и М3:
шасси/несущий кузов, одно/двухэтажный, одиночный/сочлененный (очевидные и фундаментальные различия),
число осей,
для транспортных средств категории N:
шасси/основание (очевидные и фундаментальные различия),
число осей,
для транспортных средств категории О:
шасси/несущий кузов (очевидные и фундаментальные различия), полный прицеп, полуприцеп, прицеп с центральной осью,
тормозная система: без тормозов/инерционный тормоз/интегрированная система,
число осей.
Для целей данного раздела особенности конструкции и дизайна, такие в частности, как колесная база, конструкции оси, подвески, рулевого управления, шин, и соответствующие модификации корректирующего устройства тормозов для осей, наличие или отсутствие редукционных клапанов в конструкции грузового транспортного средства или седельного тягача, узлы, входящие в состав шасси (двигатель, топливный бак, трансмиссия и т.д.), не считаются существенными особенностями.
Определения термина из разных документов: тип транспортного средства2.1.1.2 тягач: Механическое транспортное средство, используемое для буксировки прицепов;
Определения термина из разных документов: тягач2.1.1.2.1 тягач для прицепов: Тягач, используемый для буксировки прицепов иных, чем полуприцепы. Может быть оборудован грузовой платформой;
Определения термина из разных документов: тягач для прицепов2.18 устройство разгрузки оси: Устройство, входящее в состав транспортного средства и предназначенное для уменьшения или увеличения нагрузки на ось(и) в зависимости от дорожных условий движения транспортного средства одним из нижеуказанных способов:
- подъемом оси с отрывом ее от опорной поверхности/опусканием ее на опорную поверхность;
- без отрыва оси от опорной поверхности (например, в случае пневматических подвесок или других аналогичных систем) с целью уменьшить износ шин в том случае, когда транспортное средство загружено частично и/или для улучшения условий трогания транспортного средства или комбинации транспортных средств на скользкой дороге путем увеличения нагрузки на ведущую ось.
Определения термина из разных документов: устройство разгрузки оси2.4.2 ширина транспортного средства:
2.4.2.1 для транспортных средств категорий М, N и О: Размер, определяемый в соответствии с 6.2 ИСО 612 [1].
В дополнение к предписаниям [1] при определении ширины транспортного средства не учитывают следующие устройства:
- таможенную пломбировку и элементы ее защиты;
- устройства крепления тента и элементы их защиты;
- устройства контроля давления в шинах;
- выступающие гибкие части системы защиты от разбрызгивания из-под колес;
- для транспортных средств категорий М2 и М3 входные рампы в положении для движения, подъемные платформы и аналогичное оборудование в положении для движения при условии, что эти устройства не выступают более чем на 10 мм за боковую поверхность транспортного средства и угловые кромки рамп, направленные вперед и назад, имеют радиусы закруглений не менее 5 мм; радиусы закруглений остальных кромок должны при этом быть не менее 2,5 мм;
- наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности;
- вспомогательные средства наблюдения;
- откидывающиеся боковые направляющие устройства автобусов для использования со специальной направляющей автобусной системой в не откинутом положении.
2.4.2.2 для транспортных средств категорий L: Расстояние между двумя плоскостями, параллельными продольной плоскости транспортного средства и касательными к транспортному средству на каждой стороне от этой плоскости. Все части транспортного средства и, в частности, любые жестко закрепленные его части, выступающие вбок, за исключением зеркал заднего обзора, должны быть учтены в промежутке между указанными плоскостями.
Определения термина из разных документов: ширина транспортного средства
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.